Грузовые и пассажирские суда на воздушной подушке

Грузовые суда на воздушной подушке

Cуда на воздушной подушке постепенно отвоёвывают место под солнцем у аппаратов со стандартным способом перемещения. Причина роста популярности - сама воздушная подушка. Это прослойка сжатого воздуха между днищем судна и поверхностью движения, которая удерживает аппарат на небольшой высоте. Инженерное решение позволяет перемещаться и по земле и по воде и развивать высокую скорость.

 

Преимущество может обернуться недостатком, если подушка получит повреждение и воздух начнет уходить. Утечка воздуха приведет к исчезновению подъемной силы и судно опуститься вниз. Вариантов решения два: увеличить мощность системы нагнетания воздуха,  или устранить возможность утечки.

 

Способы защиты воздушной подушки

 

Предохраняют подушку от истекания воздуха два вида ограждений:

 

  1. Установка вдоль бортов скегов - жестких пластин, частично опущенных в воду. Скеги повышают эффективность воздушной подушки, но лишают судно возможности перемещаться по грунту. Особенности скеговых аппаратов:
  • высокая устойчивость, экономичность, пониженный уровень шума;
  • движение происходит за счет гребных винтов и водометов;
  • необходимая глубина водного фарватера для движения не менее полуметра;
  • хорошо проявляют себя на мелководье и в условиях водных трасс, насыщенных порогами и отмелями.

 

  1. Амфибийные суда имеют ограждения в виде гибкой юбки из эластичного материала. Юбка опущена до уровня поверхности движения и свободно пропускает неровности почвы. Тягу создают воздушные винты, которые за счет системы подачи воздуха под корпус одновременно поднимают судно над поверхностью.

 

Сферы применения амфибийных судов

 

Амфибия на воздушной подушке способна на довольно высокой скорости преодолевать любую относительно ровную поверхность с выступами не более метра: воду, лёд, песок, травянистую и болотистую почву. Подобное качество не осталось без внимания на бытовом уровне. Малотоннажный катер на воздушной подушке полюбился охотникам и рыболовам.

 

Суда среднего водоизмещения активно используют для промышленных и коммерческих перевозок в труднодоступной местности. Способность амфибий спокойно выезжать на берег позволило использовать крупнотоннажные суда как десантные корабли на воздушной подушке. Среди кораблей этого класса самое крупное амфибийное судно в мире. Зубр на воздушной подушке имеет водоизмещение более 500 тонн.