Ремонт и изготовление лопастей и ступицы винта

 

 

Ответственные производители оснащают каждый выпускаемый экземпляр полноценным ремкомплектом и подробной инструкцией по эксплуатации и текущему ремонту, и мы не исключение.

Но случаются такие поломки, устранение которых возможно только в условиях ремонтного цеха.

Такой была эта история. К нам обратились с просьбой о ремонте  ступицы центробежного нагнетателя гибкого ограждения для судна на воздушной подушке Ямал-730 пр-ва ЦКБ Нептун. Судно, к слову, не нашего производства. Мы легко берем на ремонт суда на воздушной подушке от любого производителя, поэтому и в этот раз отказывать не стали. Благо, надежность техники нашего производства такова, что ремонтный участок обычно не загружен работой, и место и руки нашлись.

Ямал-730

Конструктивно ступица не представляет из себя ничего сложного, и для наших спецов неразрешимой загадкой проблема не стала. Да и первоначальная задача, в общем, состояла даже не столько в ремонте, сколько в сборке после изготовления лопастей.

Ступица состоит из двух половин, скрепленных между собой  пятью болтами. Материал обычно дюраль, в некоторых случаях сплав АМГ с большим количеством магния.  Простота конструкции призвана, в том числе, обеспечить ее надежность в эксплуатации.

Что увидели наши специалисты, взявшись за работу?

Первое - ступица выполнена качественно, отлита из легкого и прочного сплава, что для судна на воздушной подушке, конечно, всегда является критичным фактором. Но одна из двух частей ступицы частично разрушена в результате попадания какого-то твердого предмета (вероятно, обломок лопасти на большой скорости вошел в металл и разрушил его, пробив сквозное отверстие).

Второе – пять из шести лопастей уничтожены. И уничтожены явно в результате попадания в колодец нагнетания твердого предмета, достаточно тяжелого для того, чтобы разрушить прочные пластиковые лопасти. Вывод напрашивается сам собой – не была установлена защита винта. Даже обычная крупноячеистая защита помогла бы избежать столь критичных повреждений. Почему критичных? Давайте представим ситуацию, что вы идете на судне со скоростью километров 50-60 в час. Идете, например, по воде. И внезапно в колодец нагнетателя попадает посторонний предмет, в миг перемалывает лопасти винта и в гибкое ограждение (ту самую подушку) перестает поступать воздух, создающий давление. Что происходит в этом случае? Подушка сдувается. На полном ходу. Если судоводитель имеет высокую квалификацию, он успеет сбросить газ на основном двигателе и сбавить ход, судно относительно плавно осядет днищем корпуса на воду. А если квалификации не хватит? В этом случае подушка сдуется практически моментально, судно ударится о поверхность воды на полном ходу, и все находящееся в салоне сорвет с мест и понесет вперед. Все смешалось – люди, кони… Если же подобное произойдет на твердой поверхности, то даже предполагать не хочется возможные последствия.

Вывод прост – ставьте защиту на винт и возите с собой достаточный ремкоплект.

Но вернемся к истории починки. Оказалось, что нужно не просто собрать ступицу, установив новый винт, но и каким-то образом устранить пробой в корпусе ступицы. Задача, прямо скажем, нетривиальная для нас – ведь данную ступицу изготавливали не мы, судно не нашего производства. И это означает, что чертежей у нас не было. Процесс производства такой ступицы с нуля подразумевает огромное количество действий и временных затрат, и себестоимость такого производства приближается к 300 тысячам рублей. Согласитесь, существенное удорожание ремонта.

Мы предложили клиенту два варианта развития событий и сейчас ждем его решения. Согласно первому варианту он закажет изготовление ступицы у завода-производителя своего СНВП, что означает импорт отдельно взятого элемента (читайте, сроки и стоимость). Во втором случаем мы закажем ее производство в России, что вероятно сократит сроки.

Мы считаем, что правильнее заказывать элемент у завода-производителя. Там все же данный элемент производится массово, технология отработана. Риски получения оборудования низкого качества минимальны, да и цена наверняка будет ниже российского аналога. Штучное производство всегда дороже.

В обоих случаях гарантию даем только на сборку. Восстановить элемент невозможно – слишком тонкий и легкий металл использован при производстве.

В любом случае, наша главная задача – обеспечить качественный ремонт и долгую безопасную эксплуатацию СНВП даже не нашего производства.

В заключение хотел бы сказать, что главное при эксплуатации любого СНВП – соблюдение правил техники безопасности и предусмотрительность. Что, впрочем, справедливо и для любой другой техники.

Легкого хода!

запчасти Ямал-730

 

запчасти Ямал-730

 

запчасти Ямал-730

запчасти Ямал-730